Текст выступления на ГМО
г. Долгопрудного
27.01.16г
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Как подготовить проблемный урок- урок «открытия» новых знаний вместе с детьми.
В настоящее время отмечается усиление влияния к совершенствованию организации и содержания обучения. Главная задача образовательного процесса в современной российской школе определяется так: ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методик, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.
Цель использования этой технологии заключается в творческом, большей частью интеллектуально– познавательном усвоении учеником заданного предметного материала. Сущность технологии проблемного обучения заключается в том, что она переставила образовательные акценты с выслушивания учениками предметного материала на их учебную деятельность и развитие мышления. При проблемном обучении результатом усвоения считается не воспроизведения образцов, заданных учителем, а их самостоятельное добывание. Ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата.
При использовании этой технологии существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности.
На каждом этапе урока открытия нового знания формируются УУД и создаются благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных результатов образования. Для осознания противоречия и формулирования темы урока применяю побуждающий диалог, как метод постановки учебной проблемы. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают осознать противоречия и сформулировать тему урока.
Цель создания проблемной ситуации
Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя при оптимальной самостоятельности детей и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
- проблемные задачи с недостающим и избыточным, с противоречивыми данными и с заведомо допущенными ошибками
- поиск истины ( способа, приема, правила, решения)
- различные точки зрения на один и тот же вопрос
- противоречия практической деятельности
Проблемное обучение всегда было основой развивающего урока. Всем известны технологии, входе которых можно поставить проблему ( технологии проблемного обучения, проблено- диалогического обучения, продуктивного обучения, проектного обучения, проблемы поисковой технологии).
Мельникова Е.Л. широко рассматривает вопрос реализации технологии проблемно- диалогического обучения в обр. системе «Школа 2100». Наработки этого автора я иногда применяю на своих уроках. Также стараюсь самостоятельно продумывать содержание проблемного диалога на другие темы.
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.
Существует несколько приемов формулировки вопросов:
- Добиться сознания противоречивости двух фактов можно репликами:
«Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?».
Если же классу предъявлялись не факты , а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».
- Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?»
- Развести различные представления учеников можно репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».
При осознании не решаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? Почему не получается? Чем это задание не похожее на предыдущее?»
Приемы создания проблемной ситуации
классические
|
сокращенные
|
мотивирующие
|
- Проблемная ситуация
«с удивлением»
|
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
|
Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно»
|
- Проблемная ситуация
«с затруднением»
|
Подводящий к проблеме диалог
|
Демонстрация непонятных явлений
|
|
Подводящий от проблемы диалог
|
Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация»
|
«Классические» приемы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации
|
Тип противоречия
|
Приемы создания проблемной ситуации
|
«с удивлением»
|
Между двумя (или более) положениями
|
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения
столкнуть разные мнения учащихся вопросом или практическим заданием
|
Между житейским представлением учащихся и научным фактом
|
обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием с «ловушкой»
предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью
|
«с затруднением»
|
Между необходимостью выполнить задание учителя и
|
дать практическое задание, невыполнимое вообще
дать практическое задание, не сходное с предыдущим
дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим
доказать, что задание учениками не выполнено
|
Сокращенные приемы постановки проблемной ситуации
1.Побуждающий диалог- это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, то есть помогает формулировать учебную задачу. Используется для
-побуждения к созданию противоречий
-побуждения к формулированию учебной проблемы
2. Подводящий диалог – это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия, система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается от повторения.
Мотивирующие приемы постановки проблемной ситуации
- «Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал
- Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность)
- Актуализация – обнаружение смысла значимости проблемы для учащихся, обнаружение смысла значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
Основные условия использования проблемной ситуации
Со стороны учащихся
- новая тема («открытие» нового знания)
- умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию
- умение определять область «незнания» в новой задаче
Со стороны учителя
- умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации. Управлять этим процессом.
- формулировать возникшую проблему путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического задания или невозможности объяснить те или иные продемонстрированные факты.
Структура проблемного урока выглядит следующим образом:
1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).
2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки ).
3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение «новых» знаний научным языком).
4. Творческое применение открытых знаний
Пример приема «с удивлением»
Урок русского языка 3 класс.
Тема: «Сложные слова»
На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается выделить корень в слове оленевод.
В ходе обсуждения возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.
Примеры:
Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка проблемы
|
Актуализация изученного
|
-Прочитайте слова на доске?
|
-Соль, Анна, майка, объявил
|
-Объясните орфограммы
|
Объясняют
|
-Что это? (Читает загадку о березе)
|
-Это береза!
|
-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).
|
Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.
|
-Что же мне делать, ребята?
|
-Надо перенести.
|
-А что значит перенести?
|
-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.
|
-Какой знак нам нужен?
|
-Знак переноса.
|
Задание на новый материал.
|
-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.
|
Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.
|
Проверка задания.
|
-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).
|
Видят варианты:
Бер-еза бере-за
Бе-реза берез-а
(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)
|
Побуждение к осознанию
|
-Задание было одно?
|
-Да
|
-А выполнили его как?
|
-Мы выполнили по-разному.
(Осознание противоречия)
|
Побуждение к проблеме
|
-Почему так получилось?
Чего мы пока не знаем?
|
-Как переносятся слова.
(Неточная формулировка темы)
|
Тема
|
-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»
(Фиксирует тему на доске).
|
|
Пример:
Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка проблемы
|
Подводящий к теме диалог.
|
-Посмотрите на два столбика слов на доске
|
На доске:
мяч дочь
шалаш печь
камыш мышь
|
-Что заметили общего?
|
-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.
|
-В чем различие?
|
В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.
|
Тема
|
-Значит, какая сегодня будет тема урока?
(Фиксирует тему).
|
Мягкий знак после шипящих на конце существительных .
|
Пример:
Урок русского языка по теме «Дательный падеж»
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка проблемы
|
«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения
|
-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:
Такой падеж как …..
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
|
|
-Кто догадался, о каком падеже идет речь?
|
-О дательном
|
Тема
|
-Значит, тема нашего урока?
(Фиксирует тему на доске)
|
-Дательный падеж
|
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:
Структура диалога
|
Побуждение к выдвижению гипотез
|
Побуждение к проверке гипотез
|
устной
|
практической
|
Общее побуждение
|
-Какие есть гипотезы?
|
-Согласны с этой гипотезой? Почему?
|
-Как можно проверить эту гипотезу?
|
Пример:
Рассмотрим продолжение урока математики по теме «Умножение на двузначное число».
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка проблемы
|
Материал для выдвижения гипотез
|
Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ?
|
Разбиваются по группам, начинают работу.
|
Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.
|
Подходит к каждой группе:
-Какие есть гипотезы?
-С чего надо начать?
-Воспользуйтесь распределительным свойством!
|
Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.
|
Представление гипотез группами.
|
Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.
|
Представляют две гипотезы:
50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)
56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)
|
Побуждение к проверке.
|
-Как проверить, какой из двух способов верный?
|
Молчат.
|
Подсказка к плану.
|
-Может быть, воспользуемся каким-то прибором?
|
Можно проверить на калькуляторе!
|
-Проверьте! Что получилось?
|
-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).
|
Вывод
|
-Значит, как надо умножать на двузначное число?
|
Формулируют правило (Открытие нового знания)
|
Учебник
|
-Сравните свой вывод с учебником.
|
-Все верно.
|
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Пример:
Урок русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи».
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка проблемы
|
Подводящий без проблемы диалог.
|
-Прочитайте стихотворение по учебнику.
|
Читают
|
-Определите, какой частью речи является каждое слово.
|
Определяют
|
-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).
|
-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия.
|
-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).
|
-Междометия и местоимения.
|
-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам).
|
-В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос (перечисляют).
|
Вывод
|
Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске).
Дайте определение.
|
Формулируют определение.
(Открытие нового знания)
|
Учебник
|
-Сверимся с учебником. Что заметили интересного?
|
-Междометия не относятся к служебным частям речи.
|
-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске).
|
|
Задание на формулирование темы
|
-Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять?
|
-Самостоятельные и служебные части речи (Тема).
|
Психология трудами многих выдающихся учёных (А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Матюшкина и др.) неоспоримо доказала, что ученик на уроке должен ставить и решать проблемы, причем непременно в диалоге с учителем. Благодаря диалогу с урока уходит пассивность, учащиеся с удовольствием думают и выражают свои мысли.
Литература:
1.Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. —М.:УМЦ «Школа 200...», 2002. — С. 55-75.
2.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.
3. Мельникова Е.Л. «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС НОО/ М., Баласс,2011 г.
4. Кузнецова Н.Л., Мельникова Е.Л. Мастер-класс по теме: «Технология проблемно-диалогового обучения». http://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialy-mo/2014
5. Сыропятова Г.И. «Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе». М., 2007 г.
|