Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 16.11.2018, 01:05

Королева Ольга Владимировна, учитель начальных классов.

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методичка

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

Текст выступления на ГМО

г. Долгопрудного

27.01.16г

 

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

Как подготовить проблемный урок- урок «открытия» новых знаний вместе с детьми.

В настоящее время отмечается усиление влияния к совершенствованию организации и содержания обучения. Главная задача образовательного процесса в современной российской школе определяется так: ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методик, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.

Цель использования этой технологии заключается в творческом, большей частью интеллектуально– познавательном усвоении учеником заданного предметного материала. Сущность технологии проблемного обучения заключается в том, что она переставила образовательные акценты с выслушивания учениками предметного материала на их учебную деятельность и развитие мышления. При проблемном обучении результатом усвоения считается не воспроизведения образцов, заданных учителем, а их самостоятельное добывание. Ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата.

При использовании этой технологии существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности.

На каждом этапе урока открытия нового знания формируются УУД и создаются благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных результатов образования. Для осознания противоречия и формулирования темы урока применяю побуждающий диалог, как метод постановки учебной проблемы. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают осознать противоречия и сформулировать тему урока.

Цель создания проблемной ситуации

Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя при оптимальной самостоятельности детей и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

- проблемные задачи с недостающим и избыточным, с противоречивыми данными и с заведомо допущенными ошибками

- поиск истины ( способа, приема, правила, решения)

- различные точки зрения на один и тот же вопрос

- противоречия практической деятельности

Проблемное обучение всегда было основой развивающего урока. Всем известны технологии, входе которых можно поставить проблему ( технологии проблемного обучения, проблено- диалогического  обучения, продуктивного обучения, проектного  обучения, проблемы поисковой технологии).

Мельникова Е.Л. широко рассматривает вопрос реализации технологии проблемно- диалогического обучения в обр. системе «Школа 2100». Наработки этого автора я иногда применяю на своих уроках. Также стараюсь самостоятельно продумывать содержание проблемного диалога на другие темы.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.

Существует несколько приемов формулировки вопросов:

  1. Добиться сознания противоречивости двух фактов можно репликами:

«Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?».

Если же классу предъявлялись не факты , а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».

  1. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?»
  2.  Развести различные представления учеников можно репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

При осознании не решаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? Почему не получается? Чем это задание не похожее на предыдущее?»

Приемы создания проблемной ситуации

классические

сокращенные

мотивирующие

  1. Проблемная  ситуация

«с удивлением»

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно»

  1. Проблемная ситуация

«с затруднением»

Подводящий к проблеме диалог

Демонстрация непонятных явлений

 

Подводящий от проблемы диалог

Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация»

 

«Классические» приемы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

«с удивлением»

Между двумя (или более) положениями

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения

столкнуть разные мнения учащихся вопросом или практическим заданием

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием с «ловушкой»

предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

«с затруднением»

Между необходимостью выполнить задание учителя и

дать практическое задание, невыполнимое вообще

дать практическое задание, не сходное с предыдущим

дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим

доказать, что задание учениками не выполнено

Сокращенные приемы постановки проблемной ситуации

1.Побуждающий диалог- это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, то есть помогает формулировать учебную задачу. Используется для

-побуждения к созданию противоречий

-побуждения к формулированию учебной проблемы

2.  Подводящий диалог – это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия, система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается от повторения.

Мотивирующие приемы постановки проблемной ситуации

  1. «Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал
  2. Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность)
  3. Актуализация – обнаружение смысла значимости проблемы для учащихся, обнаружение смысла значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Основные условия использования проблемной ситуации

Со стороны учащихся

- новая тема («открытие» нового знания)

- умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию

- умение определять область «незнания» в новой задаче

Со стороны учителя

- умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации. Управлять этим процессом.

- формулировать возникшую проблему путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического задания или невозможности объяснить те или иные продемонстрированные факты.

Структура проблемного урока выглядит следующим образом:

1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).

2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки ).

3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение «новых» знаний научным языком).

4. Творческое применение открытых знаний

Пример приема «с удивлением»

Урок русского языка 3 класс.

Тема: «Сложные слова»

На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается выделить корень в слове оленевод.

В ходе обсуждения возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.

Примеры:

Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация изученного

-Прочитайте слова на доске?

-Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы

Объясняют

-Что это? (Читает загадку о березе)

-Это береза!

-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза      бере-за

Бе-реза      берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

Тема

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).

 

Пример:

Урок русского языка по теме  «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч                        дочь

шалаш                  печь

камыш                   мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет  тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

Пример:

Урок  русского языка по теме  «Дательный падеж»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:

Такой падеж как …..

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

 

-Кто догадался, о каком падеже идет речь?

-О дательном

Тема

-Значит, тема нашего урока?

(Фиксирует тему на доске)

-Дательный падеж

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего  побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:

Структура диалога

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

-Какие есть гипотезы?

-Согласны с этой гипотезой? Почему?

-Как можно проверить эту гипотезу?

Пример:

Рассмотрим продолжение урока математики по теме «Умножение на двузначное число».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Материал для выдвижения гипотез

Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ?

Разбиваются по группам, начинают работу.

Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.

Подходит к каждой группе:

-Какие есть гипотезы?

-С чего надо начать?

-Воспользуйтесь распределительным свойством!

Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.

Представление гипотез группами.

Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.

Представляют две гипотезы:

50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)

56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)

Побуждение к проверке.

-Как проверить, какой из двух способов верный?

Молчат.

Подсказка к плану.

-Может быть, воспользуемся каким-то прибором?

Можно проверить на калькуляторе!

-Проверьте! Что получилось?

-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).

Вывод

-Значит, как надо умножать на двузначное число?

Формулируют правило (Открытие нового знания)

Учебник

-Сравните свой вывод с учебником.

-Все верно.

         Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Пример:

Урок  русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий без проблемы диалог.

-Прочитайте стихотворение по учебнику.

Читают

-Определите, какой частью речи является каждое слово.

Определяют

-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).

-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия.

-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу  ответов фиксирует части речи на доске).

-Междометия и местоимения.

-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам).

-В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос (перечисляют).

Вывод

Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске).

Дайте определение.

Формулируют определение.

(Открытие нового знания)

Учебник

-Сверимся с учебником. Что заметили интересного?

-Междометия не относятся к служебным частям речи.

-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует  на доске).

 

Задание на формулирование темы

-Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять?

-Самостоятельные и служебные части речи (Тема).

Психология трудами многих выдающихся учёных (А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Матюшкина и др.) неоспоримо доказала, что ученик на уроке должен ставить и решать проблемы, причем непременно в диалоге с учителем. Благодаря диалогу с урока уходит пассивность, учащиеся с удовольствием думают и выражают свои мысли.

Литература:

1.Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. —М.:УМЦ «Школа 200...», 2002. — С. 55-75.

2.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.

3. Мельникова Е.Л. «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС НОО/ М., Баласс,2011 г.

4. Кузнецова Н.Л., Мельникова Е.Л. Мастер-класс по теме: «Технология проблемно-диалогового обучения». http://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialy-mo/2014

5. Сыропятова Г.И. «Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе». М., 2007 г.

Категория: Методичка | Добавил: nachnisnami (03.02.2016)
Просмотров: 2019 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Aligdghaop  
Покупай качественные Секс Стимуляторы
Виагры, Левитры, Сиалиса от самой известной Фармацевтической компании Доктор Дик
по очень низким ценам, в Аптеках России вы не найдете таких низких цен!

http://www.dgeneriki.ru

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz