Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 16.11.2018, 01:04

Королева Ольга Владимировна, учитель начальных классов.

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Моя воспитательная система

Духовно-нравственное развитие гражданина России

Из материалов Всероссийской научно- практической конференции

"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание           

в условиях внедрения ФГОС".                           

Издательский дом ПАГАНЕЛЬ

Москва 2015г.         

 

 

Духовно-нравственное развитие гражданина России

Королёва О.В., АОУ школа №l г. Долгопрудный, Московская область, РФ

Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Система духовно-нравственного воспитания и просвещения охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых и иных коллективов и заканчивая высшими органами власти региона.

Она предполагает организацию мероприятий духовно-нравственной направленности как на региональном и муниципальном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью. Система духовно-нравственного воспитания и просвещения в регионе включает в себя соответствующие государственные и муниципальные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и просветительской деятельности, а также комплекс конкретных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию населения Московской области.

Использование инноваций в отечественной теории и методике духовно-нравственного воспитания, учет особенностей развития региональной системы духовно-нравственного воспитания, местных педагогических традиций, опыт ОУ по реализации ФГОС второго поколения.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России четко сформирован национальный идеал современной России: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Определяет национальный идеал многовековая история России, социальная эпоха, потребности общества. В этом смысле образовательное учреждение транслирует идеальный образ гражданина России в процессе обучения и воспитания обучающимся.

Духовно-нравственное развитие относится не только к внеклассной и внешкольной деятельности образовательного учреждения. Большинство вопросов нравственности, морали, гражданственности можно поднимать на учебных предметах.

Воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой  и др. Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении. Системно-деятельностный подход отвергает попытки локализовать воспитание в границах отдельных учебных предметов, форм, видов образовательной деятельности.

Применение системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на развитие и воспитание ребенка. Как выше указывалось, современный процесс развития и воспитания носит полисубъектный, разноуровневый, многомерно-деятельностный характер. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности мировоззренческие установки. Системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, при ведущей роли образовательного учреждения, должна быть по возможности согласована. В Стандарте эта идея выражена в форме общественного договора, а механизмы ее реализации в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, ,принимаемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада школьной жизни, с учетом которого определяется, что процесс духовно-нравственного развития и воспитания в структурно-методологическом плане представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник, на основе базовых национальных ценностей.

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно-нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

Крылатая фраза «Всё начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с вопросом духовно-нравственного воспитания. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, оттого, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию  основывается на воспитательной системе каждого класса и общеобразовательной программе и реализуется на уроках и во внеурочной деятельности.

Так, например, на уроках литературного чтения работая над текстами мастеров художественного слова, изучая фольклорные произведения народов России и мира, дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Уроки окружающего мира дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Материал учебника расширяет представления учащихся о своём крае, об особенностях взаимодействия человека, природы и общества, воспитывает бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задает образцы служения Отечеству.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В ситуации безнравственности во многих сферах жизни, окружающих ребёнка - в быту, во дворе и на улице - в том мутном потоке, что льётся на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребёнку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребёнку сегодня эти нравственные опоры и образцы? Не будем разбираться в причинах и искать виноватых, подумаем лучше о том, как противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать сегодня мы - школа и учитель.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений все это непосредственно зависит от принятия гражданином России. Общенациональных и общечеловеческих ценностей исследования им в личной и общественной жизни.

Ценности личности формируются в семье, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного гражданина России. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений, составляющих основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных ценностей. В соответствии с этим определяется и современный национальный идеал личности, воспитанный в новой российской общеобразовательной школе, -высоконравственный, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.

Традиционные подходы к нравственному образованию и воспитанию школьников в основном выстраивались на пере­даче готового нравственного опыта. Теперь перед педагогами стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путём внедрения более продуктивных педагогических технологий. Необходим комплексный, системный подход. Происходящие - перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей начальных классов, быть готовыми к ним, так как учителя начальных классов являются Первопроходцами в перестройке образования. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего об­разования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, становится очевидным, что одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Литература

1. Воспитательная система класса: теория и практика / Под ред. Е.Н.Степанова. М., 2015.

2. Воспитание школьников \ научно-методический журнал, М., 2013.

3. Классный руководитель \ научно-методический журнал. М., 2012.

4. К. Фопель Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения). М., 2013

5.Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.

Ростов-на-Дону, 2012.

6. Журнал «Начальная школа».

7. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-сост. А.А. Данилков,

Е.М. Литвиченко. -Новосибирск:Изд-во Сиб.ун-та, 2015.

8. Календарь школьных праздников Авт.-сост. СИ. Лобачева, КВ. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2015.2. Агафонова М.А. Метод проектов./ Вопросы Интернет Образования, 2006, №35.

Категория: Моя воспитательная система | Добавил: nachnisnami (31.01.2016)
Просмотров: 113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz